Сегодня поймались с одной знакомой лучницей и каллиграфом, которая тоже причастна к нашей фехтовальной Школе, просто так - попить чайку, поболтать и пообщаться на тему моей поездки в Японию, обменяться впечатлениями. Все-таки, одно дело изучать боевые искусства в России, а другое - поехать и прикоснуться к истокам.
Для справки скажу, что в корю (старых школах) без официального принятия в школу, рекомендации уважаемых людей и своеобразной клятвы на порог додзё в качестве учеников не допускают. (то есть, редким гостям посмотреть иногда можно, но только посмотреть).
И вот, мне задали очень интересный вопрос - а чувствуется ли, что после Японии что-то поменялось - техника, восприятие, отношение как-то изменилось?
Если честно - не знаю. Очень много еще надо осознать и переварить. Но еще сильнее ощущаю, что делаю все криво и косо и что обучение только-только начинается, и я пока лишь у самого подножия Фудзи.
Совсем недавно - во время лекции Ниппон Будокан по культуре боевых искусств, которая состоялась в РГУФКе (где мне и удалось примерить на себя доспехи), один из сэнсеев одной из уважаемых старых школ будзюцу рассказывал про свое додзё, его историю и так далее. И у меня тогда возникла четкая ассоциация с понятием "ученик". Есть для этого ёмкое японское слово, котрое используется именно в старых школах. Слово "мондзин". (Это, наверное, тот самый случай, когда иероглифика ярко передает суть.)
Слово состоит из 2 кандзи - "ворота" и "человек"
門人
То есть...
Все-таки, будо - это еще и огромная ответственность.