白樫 木刀
Еще раз повод задуматься о том, что в спорте и единоборствах не все решает техника. И психика тут не менее важна чем физика. При этом, одно не подменяет другое, а дополняет.
После очередного зачета по катори стали появляться совсем глупые ошибки, а учить новое ката стало не легче, несмотря на вроде бы наработанную базу и вроде бы знакомость многих связок и движений.
Как будто ты плыл себе, плыл по какой-нибудь красивой речке (рю, кава =) , а потом кто-то крикнул "греби быстрее, там же глубоко!". И ты думаешь"Уй-ёёё, а правда же глубоко!" И начинаешь барахтаться и тонуть.
То есть, тренировки не пропускаю, выкладываюсь, а отдачи никакой, сплошные ошибки. И наоборот - люди пропускают по месяцу, и приходят "свеженькие", делают все ровно и четко. В чем подвох?
На айкидо при этом у меня ровно противоположная ситуация: летом были каникулы, группа сейчас меньше, чем в пролом году, и оказалось, что я все помню. Даже то, что делали на семинарах.
Значит, дело не в технике, дело в голове.
Статью Филипа Тосио Судо"Идущим по Пути"* надо перечитывать хотя бы раз в полгода. Что и было мною сделано.
И тут до меня дошло: у меня утратилось состояние новичка. Сдвинулись мотив и мотивация. А именно: я слишком концентрируюсь на предстоящем экзамене (цели), а не на самом процессе. Поэтому как русский биатлонист я именно пашу, а не получаю удовольствие как биатлонист-европеец. Из-за этого лишние нервы, зажатость, боязнь совершить ошибку.
Абсолютно то же самое было у меня несколько лет назад в рисовании.
Тогда это переросло в настоящую депрессию. Мне было не понятно, почему я рисую уже много лет, долго и почти профессионально, владею техническими приемами, но результат не нравится, и от процесса только нервы и слезы, вместо расслабления и приятного времяпрепровождения. И мне тогда подумалось: а как же рисуют дети - ведь я рисую с детства, и мне нравится рисовать. И тогда меня осенило: дети не сконцентрированы на конечном результате, они получают удовольствие от самого процесса рисования, анализируют, исследуют, открывают, играют... А мне же нужен именно шедевр. И решение было таковым: а хрен с ним, с шедевром - буду просто рисовать и получать удовольствие. И что же в итоге? В итоге был огромный скачок вперед и нахождение собственного узнаваемого стиля. Именно потому, что надо заниматься делом самозабвенно. Поймать состояние сконцентрированного расслабления, когда нет зажатостей, есть лишь созерцание самого процесса.
"Не спрашивай. Занимайся. "
Именно то же сейчас происходит у меня с фехтованием: слишком большая сконцентрированность на результате мешает мне сконцентрироваться на процессе. А ведь ошибки-то не так плохо. Это нормально. Они дают повод для исследования и полноты осознания процесса.
"На длинных этапах Пути бывают периоды сомнения в собственных силах. Чувство сомнения означает, что вы утратили свое сознание новичка. Вам необходимо вернуть себе ощущение начала. Сознание новичка позволит вам избавиться от старых ориентиров, а ваша открытость принесет новые. Если вы сделали ошибку, остановитесь на ней; нередко ее можно использовать для открытия нового, неожиданного. Вместо того чтобы учиться, как делать что-то, и затем делать это, попробуйте сделать что-то и затем изучать то, что вы сделали. Откройте вновь радость начала, и ваше сомнение улетучится"
И правда, когда задаешь себе вопрос "зачем ты занимаешься ... (айкидо, рисованием, нужное подчеркнуть) ?" - наиболее естественный ответ на него "для удовольствия". То есть, ради самого процесса.
В общем-то, то же самое мне уже говорил один сэнсей. Правда, это было сформулировано им лаконичнее:
"НЕ ЗАМОРАЧИВАЙСЯ".
*Кстати - сама статья.
superkarate.ru/dojo/dojo_belt.htm
После очередного зачета по катори стали появляться совсем глупые ошибки, а учить новое ката стало не легче, несмотря на вроде бы наработанную базу и вроде бы знакомость многих связок и движений.
Как будто ты плыл себе, плыл по какой-нибудь красивой речке (рю, кава =) , а потом кто-то крикнул "греби быстрее, там же глубоко!". И ты думаешь"Уй-ёёё, а правда же глубоко!" И начинаешь барахтаться и тонуть.
То есть, тренировки не пропускаю, выкладываюсь, а отдачи никакой, сплошные ошибки. И наоборот - люди пропускают по месяцу, и приходят "свеженькие", делают все ровно и четко. В чем подвох?
На айкидо при этом у меня ровно противоположная ситуация: летом были каникулы, группа сейчас меньше, чем в пролом году, и оказалось, что я все помню. Даже то, что делали на семинарах.
Значит, дело не в технике, дело в голове.
Статью Филипа Тосио Судо"Идущим по Пути"* надо перечитывать хотя бы раз в полгода. Что и было мною сделано.
И тут до меня дошло: у меня утратилось состояние новичка. Сдвинулись мотив и мотивация. А именно: я слишком концентрируюсь на предстоящем экзамене (цели), а не на самом процессе. Поэтому как русский биатлонист я именно пашу, а не получаю удовольствие как биатлонист-европеец. Из-за этого лишние нервы, зажатость, боязнь совершить ошибку.
Абсолютно то же самое было у меня несколько лет назад в рисовании.
Тогда это переросло в настоящую депрессию. Мне было не понятно, почему я рисую уже много лет, долго и почти профессионально, владею техническими приемами, но результат не нравится, и от процесса только нервы и слезы, вместо расслабления и приятного времяпрепровождения. И мне тогда подумалось: а как же рисуют дети - ведь я рисую с детства, и мне нравится рисовать. И тогда меня осенило: дети не сконцентрированы на конечном результате, они получают удовольствие от самого процесса рисования, анализируют, исследуют, открывают, играют... А мне же нужен именно шедевр. И решение было таковым: а хрен с ним, с шедевром - буду просто рисовать и получать удовольствие. И что же в итоге? В итоге был огромный скачок вперед и нахождение собственного узнаваемого стиля. Именно потому, что надо заниматься делом самозабвенно. Поймать состояние сконцентрированного расслабления, когда нет зажатостей, есть лишь созерцание самого процесса.
"Не спрашивай. Занимайся. "
Именно то же сейчас происходит у меня с фехтованием: слишком большая сконцентрированность на результате мешает мне сконцентрироваться на процессе. А ведь ошибки-то не так плохо. Это нормально. Они дают повод для исследования и полноты осознания процесса.
"На длинных этапах Пути бывают периоды сомнения в собственных силах. Чувство сомнения означает, что вы утратили свое сознание новичка. Вам необходимо вернуть себе ощущение начала. Сознание новичка позволит вам избавиться от старых ориентиров, а ваша открытость принесет новые. Если вы сделали ошибку, остановитесь на ней; нередко ее можно использовать для открытия нового, неожиданного. Вместо того чтобы учиться, как делать что-то, и затем делать это, попробуйте сделать что-то и затем изучать то, что вы сделали. Откройте вновь радость начала, и ваше сомнение улетучится"
И правда, когда задаешь себе вопрос "зачем ты занимаешься ... (айкидо, рисованием, нужное подчеркнуть) ?" - наиболее естественный ответ на него "для удовольствия". То есть, ради самого процесса.
В общем-то, то же самое мне уже говорил один сэнсей. Правда, это было сформулировано им лаконичнее:
"НЕ ЗАМОРАЧИВАЙСЯ".
*Кстати - сама статья.
superkarate.ru/dojo/dojo_belt.htm
Работа с двумя мечами только после 1 дана идет? Или можно и пораньше начать?
www.youtube.com/watch?v=9HiXO2xcU4M
(тут с 2.30)
В Катори ката парные, то есть, надо обе стороны делать, плюс куча нюансов. И изучается не только меч, предполагается, что мечник работает не только против мечника. То есть, изучает еще шест и нагинату.