Вчера у меня с братюней по татами была феерическая сдача по айкидо на 4-3 кю в стиле "мы не учим, но сдадим". читать дальшеПоясню. У меня получилось так, что несколько экзаменов пришлось пропустить по разным причинам. Но когда по нормативам для сдачи на следующий разряд написано "не менее 6 месяцев занятий", то надо идти и сдавать через 6 (ну семь) месяцев занятий, а не через полтора года после 4 кю. Потому что теряешь концентрацию. И появляется непонятное ощущение, что как бы занимаешься долго, значит, вроде как точно вроде должен все знать, но при этом понимаешь, что не готов, не отработал что-то и так далее, а ведь готовишься уже 2 года! И дело быстрого прохождения аттестаций не в том, что ты стремишься коллекционировать все кю как можно быстрее, а именно в том, чтобы выявить, что точно ты не знаешь и что надо дорабатывать.
А подвох зачета как раз и заключался в том, что программу нельзя в прямом смысле "выучить": процентов на 70 на экзамене спрашивали то, что прямо не предусмотрено в экзаменационной программе, а именно все (!) техники пришлось ползать на коленях или в ханми-хантачи и уметь комбинировать базовые элементы и ориентироваться, что от тебя хочет комиссия (при жутком эхе в зале, когда даже не очень понятно, просят иккё или никё). После зачета мой Сэнсей многозначительно показал мне кулак, потому что в итоге вышло "тупые ошибки - собери их все".
Но вообще-то самое сложное на зачете - это потом неподвижно сидеть на коленях в сейдза минут тридцать, пока сдают старшие. Может, на самом деле за это как раз следующий пояс и дают? Так как наш японский Сэнсей неоднократно повторял "сядьте, как вам удобно", в присутствии исключительно русской комиссии мы с братюней в один момент после отработки нашей части программы немножко расслабились - отходим на край татами - смотрим - справа айкидоки сидят по-турецки, слева сидят по-турецки - ну, мы тоже так сели. Но не тут-то было. К нам двоим тут же подбежал один из наших инструкторов и шепнул: "Вы совсем с ума сошли? В такой позе на экзамене сидеть?" Конечно же, мы сразу исправились, но следующим челленджем помимо затекающих ног были попытки не заснуть и пытаться держать глаза открытыми, потому что перед экзаменом в воскресенье встать пришлось в 5 утра при условии, что в субботу мы отпахали в зале целый день.
В целом, семинар по айкидо Кацурады-сэнсэя прошел очень душевно и познавательно, с каждым семинаром лучше схватываешь принципы. В процессе семинара кое-кто из высших данов, с которыми вместе удалось поработать в паре, заметил "Ты же мастер меча. Ты как меч держишь, ведь тоже посередине - вот и тут контролируй центр". И это был взлом мозга. Потому что я понимаю головой и вроде бы местами вижу параллели айкидо и фехтования, но некоторые очевидные для других вещи для меня все еще не очевидны совершенно, либо ускользают от моего внимания. И я все еще никак не могу привыкнуть, что я "мастер меча" - я не мастер, я только учусь. Но раз требуют, что надо знать и уметь, то надо знать и уметь, и возможно, я правда это знаю и умею, просто где-то жалею себя или сомневаюсь в себе...
Еще важная вещь, которую удалось прочувствовать на семинаре и экзамене: правильная работа уке. Хороший уке - это ваш помощник в развитии. Нередко замечаю, что некоторые ученики роль уке недооценивают - считают, что тут можно или полежать, отдохнуть, расслабиться, или упираться и откровенно мешать делать технику. А ведь грамотный уке как раз и помогает тебе почувствовать, понять и правильно выполнить технику. Правильно работающий уке дает почувствовать, что где-то тебе приходится применять силу, а значит, ты делаешь что-то не так. Правильно работающий уке сам отрабатывает страховку, чтобы обезопасить себя при выполнении техники на нем, а еще отслеживает твои уязвимые места и неудачные позиции, помогает их выявить. В результате, учатся двое. Поэтому отдельное спасибо Тёме, который отчасти был моим уке и помогал мне с отработкой. Осс!
Джейн Эванс, это главное Спасибо. Мне, в свою очередь, важно, чтобы люди поразмышляли вместе со мной, может, обнаружили какой-то сходный опыт в моих записях. При этом, не обязательно совсем, чтобы это отражалось в комментариях - рассуждения могут быть и молчаливыми
Shirokashi Bokuto, а, ну с рассуждениями я согласна практически полностью, особенно, которые касаются уке) Всегда мечтала стать именно хорошим уке, техника даже - как-нибудь потом ХД
Джейн Эванс, тут одно неминуемо ведет к другому =) Хороший уке - он и потенциально хороший наге. Потому что обе роли взаимосвязаны. Техника уке - она тоже техника - из серии "что надо делать, если наге зазевался и думает, что ты не можешь сделать гадость".
Бывает, когда страхуешься и советуешь "надави сильнее на локоть, у тебя контроля нет" или "сильнее кисть мне доверни" - появляется собственное понимание, как все это работать должно и заодно партнеру помогаешь. Ну или если кто-то из двоих спиной поворачивается, и ему прилетает свободной рукой пламенный привет. А хороший наге не рвет тебе руки, а доводя до болевого, дает страховаться, и при этом растяжка нарабатывается.
Как заметил Кристиан Тисье, "уке - это человек, который больше ничего не боится" =)
Мне, в свою очередь, важно, чтобы люди поразмышляли вместе со мной, может, обнаружили какой-то сходный опыт в моих записях. При этом, не обязательно совсем, чтобы это отражалось в комментариях - рассуждения могут быть и молчаливыми
Всегда мечтала стать именно хорошим уке, техника даже - как-нибудь потом ХД
Бывает, когда страхуешься и советуешь "надави сильнее на локоть, у тебя контроля нет" или "сильнее кисть мне доверни" - появляется собственное понимание, как все это работать должно и заодно партнеру помогаешь. Ну или если кто-то из двоих спиной поворачивается, и ему прилетает свободной рукой пламенный привет.
А хороший наге не рвет тебе руки, а доводя до болевого, дает страховаться, и при этом растяжка нарабатывается.
Как заметил Кристиан Тисье, "уке - это человек, который больше ничего не боится" =)