воскресенье, 06 июня 2021
Кажется, это тот самый кризис.
Кризис Миямото Мусаси, Цукахара Бокуден и Ямаока Тэссю.
"Ты недостаточно хорош в искусстве меча"...
И это не про технику.
читать дальше
Мини-кризисы в боевых искусствах (и не только) в общем, цикличны и встречаются каждые года три.
На начальном этапе это выглядит примерно как "я занимаюсь уже 5 лет, а до сих пор не разбрасываю врагов как Чак Норрис или Стивен Сигал. Либо я дурак, либо фигня это ваше каратэ".
Но на этот раз меня накрыло особо.
Прямо-таки будто дали веслом по голове.
И это именно тот случай, когда младшие могут научить старших.
К некотрым элементам техник относишься со временем как к обычным, обыденным. И киай воспринимаешь просто как часть техник и тренировки.
Пока мне не взбрело в голову проверить киай на младшем поясе, молоденькой девушке. И она расплакалась. Даже не просто расплакалась, а разрыдалась. Вхлам. В истерику. Из ничего.
Сразу вспомнились адресованные мне слова одного из древних сэмпаев уровня "местный ками" много лет назад : "Я мог бы сломать твое ки. Но не бойся, я не стану этого делать".
Теперь я в некоторой степени понимаю кризис Миямото Мусаси или замешательство Цукахара Бокудэн.
Захотелось выкинуть меч в море и засесть вырезать статуэтки Будды.
Девушка успокоилась этак через час, а мой отходняк длился больше месяца.
Мне вдруг стало очень отчетливо видно, что же такое на самом деле satsujinken, "меч, приносящий смерть" - и 活人剣 (katsujinken) 、"меч, дарующий жизнь". Не абстрактные поэтические образы, а реальные явления. То, что практикуешь, оказывается, работает, и работает так, как порой даже сам не ожидаешь. Я немного начинаю опасаться себя.
"Меч, дарующий жизнь" - это не разглагольствование про то, почему ты такой мягкотелый и не можешь нормально сделать технику. Это про то, когда ты чувствуешь, понимаешь, что можешь применить силу, сломать чьё-то ки, но не ломаешь сознательно.
Тот ли это рубеж, когда в движении от жесткого к мягкому доходишь до предела жёсткости, и теперь надо учиться не бояться быть мягким? Наверное, этим и отличается уровень омотэ и уровень гокуи.
И если так, то мне теперь понятнее, почему образ Фудо Мёо часто ассоциируют с боевыми искусствами. Ведь это как раз олицетворение омотэ и гокуи. Это коан, котрый можно раскрыть лишь с опытом.
Дорасти до уровня гокуи я могу только через через жесткую работу над собой, работу в управлении эмоциями и подавлении эго.
Как-то явно осозналось, что подавление своего эго - это вовсе не отказ от себя. Это отсечение того, что ты думаешь, тебе необходимо, но на самом деле это компенсаторное, наносное, всякие комплексы, старые травмы и обиды, которые тащишь, как лишний багаж, просто по привычке. Как-то не случайно веер с каллиграфией кисти того же "местного ками" висит у меня в комнате.
Там написано 活人剣.
@темы:
Дао